Новости
«Иркутскэнергосбыт»: своевременные платежи – залог стабильности в регионе
Вопрос платежей за потребленную электроэнергию в Иркутской области, взыскания просроченной задолженности с населения и юридических лиц является актуальным. Энергетики отмечают: принимаемые ими меры позволяют купировать процесс накопления и роста дебиторской задолженности. Однако повышение платежной дисциплины непосредственно со стороны потребителей пока происходит не такими высокими темпами, чем могло бы быть. Между тем усиление ответственности по этому вопросу поможет Иркутской области укрепить стабильность внутри региона.
Долги – понятие распространенное
Стоит отметить, что ситуация с ростом неплатежей за потребленную электроэнергию характерна практически для всей страны. Обсуждению этой темы и выработке мер по снижению задолженности уделяется постоянное внимание на федеральном уровне. В частности в прошлом году аналитический центр при Правительстве Российской Федерации провел обсуждение способов укрепления платежной дисциплины среди потребителей электроэнергии. В мероприятии приняли участие более 50 представителей экспертного сообщества, производителей электроэнергии, сетевых и энергосбытовых компаний, потребителей электроэнергии и органов государственной власти. Было отмечено, что на розничном рынке электроэнергии существует тренд увеличения общего объема задолженности примерно на 30 млрд рублей в год. Что же касается оптового рынка электроэнергии и мощности, то, несмотря на улучшение платежной дисциплины на нем, задолженность перед сетевыми поставщиками также растет. В целом эксперты сошлись во мнении, что в существующем законодательстве необходимо предусмотреть поправки, которые должны стимулировать рост платежной дисциплины потребителей электроэнергии – как физических лиц, так и так называемых "неотключаемых" потребителей электроэнергии.
К сожалению, в течение прошлого года добиться принятия таких поправок не удалось, между тем наступивший период экономической нестабильности, девальвационные и инфляционные процессы в экономике только усугубили ситуацию с неплатежами. На прошедшем в конце декабря в Минэнерго РФ совещании с руководителями генерирующих компаний отмечалось, что по некоторым регионам уровень платежей потребителей в декабре составил 20-30%. В новом году положение не улучшилось – только за первые три недели января долги приблизились к пиковому уровню начала 2013 года, достигнув 54 млрд рублей.
Приангарье как остров стабильности
На общероссийском фоне Иркутская область выглядит достаточно благополучно. Как отмечает заместитель директора по сбыту ООО "Иркутскэнергосбыт" Юрий Тарапатин, на это влияет целый ряд обстоятельств. Главное, что генерирующей компании удалось наладить с потребителями электроэнергии надежный механизм в вопросах оплаты, накопить ценный опыт по предупреждению наращивания задолженности, наработать эффективную практику взыскания средств со злостных неплательщиков. "Ведется адресная работа с должниками в рамках действующего законодательства, активная претензионно-исковая работа, налажено плотное взаимодействие с муниципалитетами и правительством Иркутской области, со службой судебных приставов. В частности организована работа в постоянно действующей комиссии по неплатежам при министерстве жилищной политики и энергетики региона в расширенном составе с привлечением прокуратуры, ФСБ, УФАС, налоговых органов и жилнадзора, МВД, – отмечет он. – Кроме того, поддерживать стабильность с платежами позволяют установленные тарифы на электроэнергию в Приангарье, которые по-прежнему являются самыми низкими по стране".
Впрочем, по словам Юрия Тарапатина, тренд на выравнивание ситуации с задолженностью в любой момент может измениться. Предпосылки к этому существуют, в их числе – повышение цен на электроэнергию на оптовом рынке, а также отсутствие четкой платежной дисциплины за потребленные ресурсы.
Напомним, в этом году, в связи с замещением источников вырабатываемой энергии (вместо ГЭС – ТЭЦ), увеличилась цена на электрическую энергию на оптовом рынке. Стоит отметить, что цена на электрическую мощность на оптовом рынке является нерегулируемой и складывается в результате торгов. Кроме того, она зависит от нескольких критериев, в том числе от коэффициента сезонности, компенсации затрат инвесторов на модернизацию и строительство блоков электростанций, цены конкурентного отбора мощности.
Что же касается платежной дисциплины, то, по словам представителя "Иркутскэнергосбыта", у бюджетных предприятий различного уровня она является типовой – допускаемые просрочки в начале года, как правило, закрываются в конце первого – начале второго квартала. В частности, на 1 января этого года предприятия областного бюджета, в основном относящиеся к министерствам образования и здравоохранения, имели долг за электроэнергию в размере 31,2 млн рублей. Долг возник из-за поздних сроков перезаключения контрактов по выделенным лимитам. Как правило, по итогам года таких долгов не остается. "Основной долг по электроэнергии – за федеральными ведомствами (163,9 млн рублей на 1 января 2015 года), в числе крупных неплательщиков – предприятия "Оборонэнергосбыт" и "РЭУ". Предприятия Минобороны хоть и платят в соответствии с заключенными контрактами, но платежи совершают нерегулярно, – объясняет Юрий Тарапатин. – Что же касается предприятий муниципального бюджета, то у них также значительная задолженность по электроэнергии (163,7 млн рублей на 1 января 2015 года). Эти долги возникают из-за дефицита бюджета в дотационных муниципальных образованиях. Из года в год ситуация повторяется: возглавляют список должников Чунский и Нижнеилимский районы, город Черемхово и Усть-Орда. Проблемы, видимо, надо решать на областном уровне".
Определенные сложности возникают с коммунальными предприятиями (муниципальными и частными), а также с посредническими структурами (ТСЖ и управляющие компании). Зачастую эти предприятия исправно собирают платежи с населения, однако до ресурсоснабжающих организаций эти средства не доходят или доходят в неполном объеме.
Энергетики напоминают, что неплатежи являются в первую очередь не проблемой спора хозяйствующих субъектов. На вопрос необходимо смотреть шире, ведь растущие долги за потребленную электроэнергию теоретически могут негативно сказаться на бесперебойном снабжении добросовестных плательщиков.
Выход из положения
Представители ресурсоснабжающей организации предлагают действовать в двух направлениях – активизировать работу с населением и посредническими структурами между собственниками и поставщиками, а также с юридическими лицами и бюджетными организациями.
В первом направлении "Иркутскэнергосбыт" демонстрирует успехи. В частности, реализуемая схема с агентскими договорами или непосредственным управлением уже зарекомендовала себя. На тех территориях, где средства собираются с помощью этих законных инструментов, платежная дисциплина улучшается на 10-15%.
Кроме того, "Иркутскэнергосбыт" проводит большую разъяснительную и практическую работу по оказанию помощи потребителям в вопросах энергосбережения. "Мы понимаем, что на платежную дисциплину может положительно повлиять возможность экономить потребление энергоресурсов, использовать их максимально эффективно. Информационное просвещение по теме энергосбережения регулярно проводится нашей компанией и через встречи, и через средства массовой информации. Специалисты "Иркутскэнергосбыта" рассказывают, из чего складывается цена ресурса, как можно повлиять на экономию энергии. Кроме этого компания предлагает и практическую помощь в вопросах энергосбережения, разрабатывает и предлагает новые механизмы системы контроля энергопотребления и для предпринимателей, и для управляющих компаний", – отмечают на предприятии. Впрочем, пока далеко не все управляющие компании идут навстречу в вопросах обеспечения энергосбережения.
Гораздо больше усилий органы власти должны предпринять, чтобы избежать роста задолженности на бюджетных предприятиях, а также коммунальных структурах, отданных по конкурсу в аренду или управление частным структурам. Последние, к примеру, нередко уходят от долгов, запуская процедуру преднамеренного банкротства. Формально муниципальные власти и надзорные органы не имеют на них влияния, но ситуацию можно исправить с внесением соответствующих поправок в уставы муниципальных образований.
"Поэтому мы поддерживаем озвученные на федеральном уровне законодательные инициативы по введению персональной ответственности за исполнение обязательств по обеспечению платежной дисциплины руководителей ЖКХ и администраций местного самоуправления, повышению штрафа за несвоевременную оплату электроэнергии, введению административной и уголовной ответственности за незаконное подключение к электрическим сетям и долговременную неуплату задолженности по электроэнергии со стороны бюджетных организаций, развитию механизма финансовых гарантий и субсидиарной ответственности, – отмечает Юрий Тарапатин. – Нам нужно в кратчайшие сроки выстроить такую систему, внутри которой все потребители должны четко понимать - платить за энергоресурсы нужно своевременно и в полном объеме. Ведь это напрямую влияет на благополучие всех жителей Приангарья, на стабильность обстановки в регионе".