Новости
Майнеры – не садоводы
Шесть соток земли в садоводствах жители Иркутской области стали использовать не только в целях посадки картофеля и других овощей, но и коммерческих целях. На приусадебных участках жителей региона стали появляться дополнительные постройки или специальное оборудование в уже имеющихся гаражах, подвалах домов, сараях, для майнинга. Так называют виртуальную добычу криптовалюты – модное и прибыльное по современным меркам занятие. К каким последствиям это приводит и чего стоит опасаться в таком случае соседям, разбираемся со специалистами «Иркутскэнергосбыта».
Один из последних ярких примеров – это СНТ «Пролетарий» по Мельничному тракту. Мужчина купил заросший участок, поставил контейнер и попросил подключить его к электроэнергии, – рассказывает заместитель председателя садоводства Эдуард Агафонов. Через некоторое время появился сильный шум. И чем выше поднимался столбик термометра, тем сильнее было слышно шум. Соседи обратили внимание, что в контейнере установили два вентилятора, которые работали круглосуточно. По словам местных жителей, ночью спать невозможно – ощущение, что самолеты летают. Члены садоводства обратились в «Иркутскэнергосбыт», чтобы сотрудники компании проверили нового соседа.
– Прибора учета у этого садовода на опоре нет, оценить его состояние не представляется возможным. Необходима, как минимум, установка интеллектуального прибора учета, вынесенного на опору с возможностью ограничения потребления электроэнергии до разрешенной мощности. А в принципе, данная ферма должна быть ликвидирована по ряду причин: как источник шума, возможных перебоев электрической энергией, опасности возникновения возгораний, – рассказала заместитель директора по работе с бытовыми потребителями Наталья Соковикова.
– Будем собирать членов садоводства, чтобы решить, что предпринять к новому соседу, – отметил Эдуард Агафонов. – Недостача по оплате за электроэнергию увеличилась, которую мы пока не связывали с этим соседом, но теперь есть доказанный факт высокого энергопотребления.
Но даже в случае наличия у такого соседа индивидуального прибора учета, подобного рода деятельность на садовом участке является двойным нарушением закона. Во-первых, в СНТ можно заниматься только огородничеством. Во-вторых, иркутянин использует электроэнергию не для коммунально-бытовых нужд, что соответствует льготному тарифу на электрическую энергию для сельских жителей – 0,861 кВт.ч., а в более серьёзных масштабах. Соответственно оплачивать должен ресурс по так называемому коммерческому тарифу, что выше примерно в три раза.
Это важно знать!
Согласно Федеральному закону № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на территории СНТ земельный участок предназначен для отдыха граждан и\или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Все перечисленные постройки должны использоваться только для удобства и удовлетворения нужд, проживающих лиц на земельном участке. Некоммерческое товарищество, которым является СНТ, может осуществлять только деятельность, предусмотренную уставом. Осуществление деятельности, не соответствующей уставу, является грубым нарушением законодательства».
О снт «пролетарий»
Всего в СНТ «Пролетарий» 215 участков, выделенная максимальная мощность на садоводство – 365 кВт. То есть на каждый участок приходится около 1,7 кВт. Энергетики измерили фактическую мощность майнинговой фермы – приборы показали 57,7 кВт, то есть превышение мощности зафиксировано в 34 раза! Майнинговая ферма потребляет как 34 садовых участка вместе взятых, начисление в месяц, исходя из фактически замеренной мощности, должно составлять в среднем 41,5 тыс. руб. в месяц. Недостачу за оплату электроэнергии председатель садоводства списывал на потери в сетях. В данном случае оплату за потребленные ресурсы производит именно председатель садоводства, так как договор заключен между поставщиком услуг и в целом СНТ «Пролетарий», а не каждым садоводом в отдельности. Объем потребления электроэнергии формируется на основании показаний прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Дальнейшее распределение электроэнергии происходит по сетям, находящимся в собственности садоводства.
Таким образом соседи не только терпели круглосуточный шум от контейнера, но и в течение нескольких месяцев ещё доплачивали за электроэнергию за своего соседа.
Перегруз сети и другие последствия
Кроме шума и нецелевого использования электроэнергии есть угроза короткого замыкания и как следствие — пожара. В подобных садоводствах электросети были проведены еще в конце прошлого века и не рассчитаны на повышенную нагрузку. Важно соблюдать пожарную безопасность именно в садоводствах, так как здесь и без того сложные условия – кучность домовладений, частое отсутствие владельцев в осенне-зимний период, ветхие деревянные дома, которые загораются как спички, – отметил госинспектор Иркутского района по пожарному надзору Вадим Давыдов.
Майнеры «в работе»
И представьте себе – эта ситуация только в одном из садоводств Иркутского района. А сколько сейчас подобных во всей Иркутской области! В настоящее время ведется работа по 360 электроустановкам, которые подозреваются в нелегальном майнинге. В суде находится 16 дел по признанию их незаконной деятельности, предъявлено 25 млн рублей убытков. Еще 5 млн рублей майнерам уже предстоит выплатить энергетикам по уже вынесенным судебным решениям, – продолжила Наталья Соковикова.
Причины для нелегального майнинга
Нелегальных майнеров в Иркутской области привлекает самый низкий в стране энерготариф. Этим пользуются подпольные бизнесмены и в погоне за прибылью идут на всяческие уловки. Электроэнергия для населения дешевая потому, что часть расходов за обычных потребителей берет на себя крупный бизнес – промышленные предприятия. Суммы измеряются в миллиардах рублей. Рост потребления электроэнергии через деятельность майнинговых ферм под видом коммунально-бытовых нужд в последующем скажется на стоимости электроэнергии для населения.
Последствия
Объем украденного электричества прямым образом влияет на состояние электрических сетей и стоимость электроэнергии. Существенная доля стоимости каждого кВт.ч. направляется на эксплуатацию и развитие сетей. Потребление более разрешенной мощности и оплата бизнеса по тарифу для населения, которой пользуются незаконные майнеры, подрывают финансирование и развитие энергетической инфраструктуры, что влечет не только рост количества и продолжительности отключений, но и рост тарифа.
Законный майнинг
Добывать криптовалюту у нас в стране не запрещено. Например, в Иркутской области в 2020 году такая была организована в Братске. На каждом из 14 модулей вмещается до 400 майнеров. Есть и положительные примеры в Иркутском районе. Так, рядом с поселком Пивовариха легально работают три юридических лица – они официально занимаются предпринимательской деятельностью и оплачивают по коммерческому тарифу, без последствий для простых жителей. Еще один показательный пример в Шелехове. На территории одного из складов промышленного предприятия находится площадка для майнинга, куда может обратиться любой желающий. Для этого предприниматели заранее обратились в сервисный центр «Иркутскэнергосбыта» для технологического присоединения к электрическим сетям. В перечисленных случаях нагрузка на оборудование подстанций рассчитана заранее, что не приводит к аварийным отключениям.
Естественно, для легально работающих майнеров действуют свои тарифы и условия, чего не скажешь о предпринимателях «в домах», которые платят за электроэнергию по тарифу для населения (да еще и часто по сельскому), а занимаются по факту откровенным зарабатыванием денег и используют электроэнергию отнюдь не для коммунально-бытовых нужд.
Решение вопроса
Решением проблемы эксперты отрасли называют возможную дифференциацию тарифов, когда для разных групп бытовых потребителей установлен свой тариф исходя из объема потребления, 90 % населения это нововведение не коснется, анализ потребления по региону показал, что 0,8 % домохозяйств суммарно потребляют свыше 1 млрд кВт.ч. в год. По экспертной оценке, основную часть этого объема (более 500 млн. кВт.ч. в год) потребляют майнеры, нелегально работающие в домохозяйствах. Также к этой категории относится совсем незначительное количество домохозяйств, где площадь построек не менее 1000 кв. м, но, как правило, такие собственники имеют достаточный доход для оплаты своих потребностей. Однако решения по дифференциации тарифов в Иркутской области на федеральном уровне до сих пор не принято.
Если вы подозреваете, что ваш сосед оборудовал майнинговую ферму, то в ваших интересах сообщить об этом энергетикам. Сделать это можно по телефону 8-800-100-9-777 или по телефону доверия: 8 (3952) 797-537, 792-480, а также в группах компании в социальных сетях «Свет38».
Майнинг в переводе с английского – добыча полезных ископаемых. В современных реалиях всё чаще этот термин применяется к «добыче» криптовалюты: цифровых, то есть виртуальных денег. Например, есть такая криптовалюта – биткоин. Чтобы она могла существовать и имелась возможность обмена этими биткоинами, необходимы вычислительные мощности (компьютеры, видеокарты), в разы большие обычного бытового потребления.
По материалам газеты "Мои года": https://moi-goda.ru/irkutsk-v-kurse-sobitiy/mayneri-ne-sadovodi