Новости
ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ЖЕЛАНИЯ СОБСТВЕННИКА
Ответственность и повышающие коэффициенты не сработали как стимул к энергосбережению
Необходимость установки приборов учета электричества, воды и тепла осознали далеко не все собственники жилья в Иркутской области. Несмотря на то что федеральный закон обязывал их установить счетчики еще несколько лет назад, часть домов в регионе ими так и не оснащена. При этом существенно возросла их роль в определении платы за ресурсы, которые используются при содержании общего имущества жильцов – подъездов, лифтов, подвалов, чердаков и тому подобного. О сложностях, которые создал новый подход, говорили на одном из круглых столов во время выставки "Энергоэффективность ЖКХ", которая состоялась в Иркутске на прошлой неделе.
Дорогу к энергосбережению законодатели мостят жесткими формулировками. Последняя редакция Жилищного кодекса РФ, вступившая в силу с 10 августа, в частности, гласит, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за воду, тепло и электричество, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Формула ее расчета по логике выглядит просто: если в здании стоят коллективные приборы учета, из их показаний вычитают данные индивидуальных счетчиков, которые должны стоять в квартирах. Но по умолчанию, согласно закону, плата взимается, исходя из нормативов потребления ресурсов. В Иркутской области они действуют с 1 июля и колеблются в зависимости от конструкции здания и установленного в нем оборудования от 0,016 до 0,075 кубометра холодной и 0,03-0,037 кубометра горячей воды, а также от 0,72 до 3,83 киловатт-часа в месяц на квадратный метр.
Плату определяют по нормативам, однако Жилищный кодекс предусматривает ее дальнейший перерасчет на основании показаний общедомового прибора учета. "Сейчас, когда внесут изменения в постановления [правительства РФ], которые регулируют порядок проведения перерасчетов, появится еще больше вопросов" – уверен заместитель генерального директора Межрегиональной ассоциации управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия "Содружество ЖКХ" Максим Тельтевский. – При этом мы уже полгода живем по новому кодексу, в котором люди не могут разобраться, а с 10 августа действуют поправки, запутавшие их еще больше". В том, что касается расходов на общедомовые нужды, последние содержат две оговорки. Первая заключается в том, что платить, исходя из показаний счетчиков, собственники жилья могут, если они приняли такое решение на общем собрании. Вторая: дом должен быть оборудован автоматизированной системой учета воды, тепла и электричества.
Пять лет, а счетчиков нет
Однако на деле многие жители Иркутской области не установили и обычные счетчики. И это характерно не только для собственников жилья: если областные бюджетные учреждения свою обязанность выполнили, то из муниципальных приборами учета электроэнергии оснащены 98%, тепла – 66%, холодной воды – 63%. По федеральному закону "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", принятому в ноябре 2009 года, сделать это они должны были до 1 января 2011 года. На установку общедомовых счетчиков в жилых зданиях собственникам отводился еще один год, затем за нее должны были взяться поставщики воды и энергии. Но в настоящее время коллективными приборами учета холодной воды оснащено 47% домов Иркутской области, горячей – 83%. "По тепловой энергии побольше", – добавляет начальник отдела энергетики и энергоэффективности управления энергетики и газификации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Максим Томишинец. Жители некоторых городов и районов региона, впрочем, свою обязанность выполнили.
Законодательство в этой части, в свою очередь, только ужесточается. Так, если по более ранним редакциям закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" установка приборов учета тепла не касалась зданий, потребляющих менее 0,2 Гкал/ч мощности, то теперь эта норма исчезла. "Есть стереотип, что это старые деревянные двухэтажные дома на восемь или шестнадцать квартир, – подчеркивает Томишинец. – Но это могут быть и трехэтажные, и четырехэтажные здания. Есть такие примеры в Шелеховском районе и других муниципальных образованиях".
Как бы то ни было, значительную часть подобного жилого фонда составляют дома, строившиеся шестьдесят-семьдесят лет назад. "Мы понимаем, что потребление там существенно выше норматива, – отмечает заместитель директора по сбыту ООО "Иркутскэнергосбыт" Андрей Харитонов. – Когда мы проводим встречи с собственниками, они задают однозначный вопрос: "А вы гарантируете эффект с точки зрения снижения платы?" Лично я не готов дать гарантию, что это произойдет после установки общедомовых приборов учета. Именно потому, что дома такие из-за их конструкции". Однако в "Содружестве ЖКХ" настаивают на том, что единственный действенный способ избежать конфликтов при начислении платы за коммунальные услуги – это повсеместная установка счетчиков. Старые дома при этом придется оборудовать беспроводными системами передачи данных приборов учета (проводные смонтировать не удастся из-за все той же конструкции), но расходы на их установку и обслуживание, признает Тельтевский, достаточно высоки.
"Видимо, надо заставлять"
"Сейчас никто не может заставить собственника установить прибор учета, все зависит только от его желания", – констатирует Харитонов. Мотивов же не так много: даже с учетом повышающих коэффициентов коммунальные ресурсы в Иркутской области стоят сравнительно дешево. По той же причине в регионе не слишком активно внедряются энергосберегающие технологии. "Казалось бы, самый больной и дорогой вопрос – это отопление, – приводит пример Тельтевский. – Самое актуальное, что предлагает большинство энергокомпаний, – это установка индивидуальных тепловых пунктов, которые работают в зависимости от погоды. Но стоимость этого оборудования с учетом необходимости замены всей системы отопления очень высокая – миллион рублей, даже до двух доходит. Собственники не готовы тратить такие деньги и в основном обходятся простыми методами – установкой доводчиков, пластиковых окон. На действительно эффективные методы они не идут. Тут нужна поддержка государства, особая программа".
Существующий механизм поддержки через Фонд содействия реформированию ЖКХ не так эффективен, как хотелось бы: во-первых, на внедрение энергосберегающих технологий при ремонте домов заложено не так много средств, во-вторых, их выплачивают только в виде компенсации за уже проведенные собственниками жилья работы. Надежды на заключение энергосервисных контрактов, по условиям которых частные инвесторы вкладывают средства в установку энергосберегающего оборудования и окупают свои затраты за счет полученной экономии на ресурсах, тоже не оправдываются – сроки окупаемости подобных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве Иркутской области слишком велики.
"Собственников, видимо, надо заставлять, – заключает заместитель генерального директора "Содружества ЖКХ". – Не силой, конечно, а какими-то программами. Сами собственники никогда решение не примут". Начальник отдела энергетики и энергоэффективности областного министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи придерживается несколько иного мнения. "Я рассуждаю так: не хочет собственник – надо идти к другому, – говорит он. – Есть разумные собственники, и живут они в разных местах. Им надо просто правильно объяснять".
Восточно-сибирская правда (vsp.ru), Иркутск, 20 октября 2017 7:40