Новости
Жить без счётчиков невыгодно
Вы неожиданно обнаружили, что ваши счета за коммунальные услуги стали больше? Значит, вы не успеваете следить за изменениями в законодательстве. Всё дело в том, что с 1 июля начали действовать повышающие коэффициенты – особая мера для тех, кто не установил индивидуальные приборы учёта. О том, что это вообще такое, а также о других проблемах, связанных с теплом, электричеством и горячей водой в наших домах и квартирах, мы поговорили с Андреем Журавлёвым.
- Андрей Николаевич, что изменилось с 1 июля 2016 года?
- Вступили в силу поправки в законодательство, которые устанавливают новый порядок расчетов для потребителей, у которых нет индивидуальных приборов учёта горячей воды (34%) и электрической энергии (4%). До нового года действует повышающий коэффициент 1,4, с нового года будет 1,5. То есть те, кто не установил приборы учёта, теперь платят на 40% больше, а с нового года будут платить в 1,5 раза больше норматива. Законодательство стимулирует потребителей коммунальных услуг к расчетам по факту, т.е. к установке приборов учёта.
- Есть ли какие-то категории квартир, где установить счётчики невозможно?
- В законе сказано, что при отсутствии технической возможности повышающий коэффициент не применяется. Если клиент считает, что у него в квартире поставить счётчики невозможно, он может обратиться либо к нам, либо в свою управляющую организацию для составления соответствующего акта. Только при наличии такого документа повышающий коэффициент не применяется. При этом необходимо понимать, что есть четкие критерии отсутствия технической возможности. Замурованные в стену или скрытые под кафельной плиткой трубы – это не критерий отсутствия технической возможности.
- Как будут начисляться пени?
- По привычной схеме: на всю сумму начислений. 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.
- Если прибор учёта вышел из строя или не прошёл вовремя поверку, платёж начинает начисляться по нормативу тоже с повышающим коэффициентом?
- Первые три месяца потребление считается по среднему расходу за последние 6 месяцев. А потом – по нормативу с повышающим коэффициентом.
- Думаете, это увеличит сумму долга ангарчан перед вашей организацией?
- Разве что на какое-то короткое время, и то незначительно. Потому что у нас резко возросло количество потребителей, которые желают установить приборы учёта. Тем более что сейчас это сделать очень просто: достаточно подать нам заявку по телефону либо при обращении в центр обслуживания по единому телефону.
- Как идёт подготовка к отопительному сезону?
- Каждые две недели мы присутствуем на штабе по подготовке к отопительному сезону в администрации. Сейчас отстающих почти нет.
- В прошлом году, насколько мне известно, плохо обстояли дела с подготовкой в старой части города и в Мегете. Как сейчас?
- В Мегете, да, муниципальная жилищная компания "Развитие" не справлялась с этой задачей. В прошлом году там 58 домов из 66 подключались без нашего наряда, то есть были не готовы.
В этом году другая муниципальная УК, МУП "ЖЭТ-2", выиграла конкурс на обслуживание домов в Мегете. Это внушает оптимизм. 12 домов уже подготовлены к ОЗП. В старой части Ангарска, где МУП "ЖЭТ-2" в прошлом году испытывало проблемы, в этом году серьёзное продвижение: из 169 тепловых пунктов они предъявили нам уже 164, из них неготовых нет.
- А в целом по городу?
- Да, неготовые пока есть, но ещё есть время, чтобы устранить все наши замечания.
- Как готовятся индивидуальные жилые дома?
- Если честно, то совсем не активно. Например, в прошлом году нам предъявили менее тысячи домов из 5 тысяч. Потому что не все частные домовладельцы понимают, насколько важно показывать нам свои индивидуальные тепловые установки. При том, что требования к ним минимальны. Они приходят к нам в основном тогда, когда их отключают от системы теплоснабжения из-за задолженности, в межотопительный период мы имеем такую возможность. И подключить обратно не можем без акта готовности к отопительному сезону, то есть приходится готовиться.
- Может быть, выполнять все ваши требования слишком накладно?
- Это же ваша гарантия жизнеобеспечения. Правила существуют не зря. Их игнорирование приводит к авариям, утечкам, затопленным подвалам. Жителям частного сектора знакомы ситуации, когда по всей улице нет тепла из-за того, что дом в начале улицы не получил акта готовности. Некоторые ставят насосы, которые нарушают гидравлический режим, и в результате одному жарко, а всем остальным холодно.
- Как можно на такого соседа повлиять?
- Мы приходим, если нас не пускают, приходим с участковым. Если человек категорически не идёт на контакт, привлекаем соседей, объясняем, какие могут быть последствия для них зимой. Каждый год подаем сведения в надзорные органы, Ростехнадзор и прокуратуру обо всех, кто самовольно подключился. Подключение без акта готовности – это административное правонарушение.
- Очень много появилось сообщений, что требуют заменить счётчики электроэнергии, даже если они рабочие и относительно новые.
- Законодательство требует от нас осуществлять учёт электрической энергии приборами класса точности не ниже 2. Это процент погрешности, который допускает прибор учёта, не выше 2%. А если прибор 2,5, мы его использовать для расчетов не можем. Такие приборы выпускались до 1997 года. В Ангарске такие еще остались. Мы рассылаем письменные уведомления, коммерческие предложения, но пока ещё не все это сделали. Подать заявку на замену такого счетчика можно у нас в центрах обслуживания и по телефону.
- А с чем связано требование вынести счётчики из частных домов на улицу?
- В основных положениях о розничных рынках электрической энергии сказано, что прибор должен быть установлен на границе балансовой принадлежности.
- Но ведь другие счётчики не нужно выносить в подъезд?
- Это немного другой случай. Приборы учёта в многоквартирных домах, как правило, расположены на границе, потому что такой границей считается стена квартиры. А внутри частного дома нередко встречаются случаи самостоятельного подключения электроприборов до прибора учета, плюс возникают потери от места присоединения питающего кабеля до прибора учёта, которые необходимо тоже оплачивать.
Поэтому вынести прибор на границу балансовой принадлежности – это и в интересах собственника.
- Удалось ли нормализовать ситуацию с ОДН по электричеству?
- Мы над этим работаем больше года, с момента массовой установки общедомовых приборов учета. С 1 июля законодательство поменялось, мы теперь гражданам выставляем в счетах только норматив, а разницу – управляющим компаниям. Так что теперь к этой проблеме подключаются и жилищники: снимать показания индивидуальных приборов, следить за "резиновыми" квартирами, утечками, сливами и прочими потерями. Мы, как и наши коллеги из УК, на сегодня заинтересованы предъявить счёт именно тому, кто потребил ресурс. Но могу сказать, что при том состоянии ЖКХ, которое есть в Ангарске, потери будут сведены к минимуму, в этом заинтересованы все стороны – и собственники жилья, и управляющие компании, и ресурсоснабжающие организации. Если и есть проблемы, то они связаны с несвоевременным снятием показаний индивидуальных приборов учета или их отсутствием, "резиновыми" квартирами или потреблением отдельными гражданами ресурса сверх норматива, не имеющими приборов учёта. Здесь повышающий коэффициент вносит свой вклад, потому что он влияет на значение сверхнормативного ОДН в доме. Иметь индивидуальные приборы учета стало выгоднее.