No Codes Record (51)
Сергей Винарский: «Каждый должен платить сам за себя»
В Усолье-Сибирском сложилась критическая ситуация с подачей горячего водоснабжения населению. Сотни домов сегодня отключены от горячей воды. В прошлом номере газеты мы попытались разобраться, почему усольское ЖКХ попало в кризис. На этот раз мы обратились в фирму «Энергосбыт» за комментариями, с которой усольские управляющие компании не рассчитывались в течение отопительного сезона. О том, что действительно происходит в ЖКХ Усолье-Сибирского нам рассказал заместитель директора фирмы «Энергосбыт» ОАО «Иркутскэнерго», Сергей Винарский.
-Сергей Леонидович, какие дома и по какой причине сегодня отключены от горячего водоснабжения в Усолье?
Сегодня в Усолье практически во всех домах отсутствует горячая вода, кроме семи, которые обслуживает управляющая компания «Сантехник» и одного дома «ТВК».
В целом за отопление и горячую воду жители ежемесячно платят в размере 1/12-й от годового потребления. Этот способ платежей создан для того, чтобы равномерно распределить финансовую нагрузку для потребителей. К примеру, за январь плата может составлять 10 тысяч рублей, а в июне всего 100 рублей, и чтобы уровнять платежи в течение года был введен такой порядок. По сути, весь отопительный период, начиная с ноября до конца апреля «Иркутскэнерго» кредитует все жилищные организации Иркутской области. Мы поставляем тепло, а жилищные компании какую-то его часть оплачивают в отопительный сезон, а остальное летом, когда потребление значительно меньше. В итоге к началу отопительного сезона все долги перекрываются.
Многие управляющие компании Усолья-Сибирского с самого начала отопительного сезона начали недоплачивать фирме «Энергосбыт», причем уровень недоплаты был разный, где-то больше, где-то меньше. Например, УК «Твой выбор-качество» должна платить около 21 миллиона в месяц, но фактически перечисляла миллионов 15, и вот недостающие 6 миллионов за полгода вылились в солидную сумму. УК «ТВК», аргументируя собственную неоплату сообщила, что часть платежей за их жилье с января собирает управляющая компания «Жилсервис», которая, как оказалось, не перечисляет деньги энергетикам, из чего и складываются долги.
Есть и такие управляющие компании, которые отказываются заключать с «Энергосбытом» договор. Явный пример -УК «Вега». В связи с чем «Энергосбыт» обратился с письмом в адрес мэра и прокурора города, в котором уведомил о том, что в соответствии с Жилищным кодексом выбранная собственниками управляющая компания в течение месяца должна приступить к исполнению своих обязанностей, т.е. заключить договоры со всеми поставщиками коммунальных услуг и жителями. Но реакции никакой не последовало. По сути, управляющие жилфондом компании – это те, кто должен купить коммунальные ресурсы у энергетиков, у водоканала и грамотно организовав работу оказать услугу по отоплению или водоснабжению жилого дома, чтобы жильцы не ощущали дискомфорта. Затем собрать платежи с населения и рассчитаться со всеми поставщиками. Более того, являясь собственником части жилого фонда администрация должна была позаботиться о контроле над управлением жилым фондом, обеспечив его эффективно-работающими компаниями. Но этого не было сделано. В результате действующие в Усолье-Сибирском УК собирают квартплату, а платят нам только определенную часть, по остаточному принципу. Таким образом, к осени они подойдут с большими долгами, а тепло нужно будет подавать.
Стоит понимать, что при подготовке к отопительному сезону ОАО «Иркутскэнерго» несет существенные затраты: при покупке угля, воды, уплаты налогов, заработной платы. В этом случае рассрочку по 1/12-й нам никто не предоставляет. Когда по окончанию отопительного сезона, в мае стало ясно, что ситуация с ЖКХ в Усолье безнадежна,, то фирма «Энергосбыт» в соответствии с законом выдала предупреждение, согласно которому в течение 10 дней необходимо оплатить долги, иначе будет произведено отключение от горячего водоснабжения. Еще оставалась надежда, что после этого управляющие компании все-таки перестанут бездействовать, но у нас никто не появился. И даже когда уже начались отключения, по-прежнему от усольских УК никаких действий не последовало.
- Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
Если коммунальные компании Усолья считают, что за их благополучие должен платить Иркутск, Братск, Усть-Илимск, и другие города области, то они определенно ошибаются.
Думаю, что жители этих городов не согласятся с таким вариантом развития событий. Например, дотационный город Черемхово, платит исправно, а вот Усолье-Сибирское не желает этого делать. Насколько я понимаю, те люди, которые пришли в ЖКХ Усолья, хотят не работать, а воспользоваться легкими деньгами и уйти. Они сейчас занимаются, чем угодно - политикой, организацией митингов, написанием писем в которых во всех смертных грехах обвиняют «Иркутскэнерго», только не своей работой - оказанием коммунальных услуг жителям города.
На мой взгляд, ситуация в Усолье – уникальная для Иркутской области. В других городах проблем с расчетами за горячее водоснабжение и отопление нет. Еще один положительный пример в Усольском районе. В поселке Белореченский раньше из года в год отключали из-за долгов горячую воду, но теперь там появилась управляющая компания «Коммунальщик», которая в прошлом году она полностью рассчиталась с «Энергосбытом». Никаких претензий к «Коммунальщику» на сегодняшний день нет, и там сегодня есть горячая вода. А в Усолье из-за междоусобиц таких управляющих компаний как «Жилсервис» и ТВК - страдает население. Причем есть уверенность, что жильцы деньги платят, пусть не все, но большинство.
- Во вторник вы побывали на митинге, который проводился в знак протеста против отключения горячей воды. Что вы хотели сказать протестующим?
- Мне очень не нравится ситуация, когда представители управляющих компаний пытаются переложить собственную вину на «Иркутскэнерго» или еще кого-либо.
Все вопросы по отключению горячей воды должны быть адресованы руководителям фирм, управляющих жилфондом Усолья. Я объяснил людям, собравшимся на митинге причину отключений ГВС- деньги за тепловую энергию и горячее водоснабжение «Энергосбыту» не поступали. А поскольку жители платят, то следовало бы обратиться в правоохранительные органы, чтобы милиция, прокуратура определили, куда управляющие компании использовали средства, предназначенные для оплаты горячего водоснабжения энергетикам.
У населения есть огромный рычаг воздействия на управляющие компании - они их могут в любой момент переизбрать! Ведь в Усолье есть преуспевающая УК «Сантехник», которая управляет всего семью домами, а Белореченске тот же УК «Коммунальщик», так почему же люди к ним не обращаются, не нанимают их? А ведь эти фирмы действительно занимаются делом. Так, в межсезонье, когда днем было тепло, а ночью холодно, они занимались регулировкой тепла в домах, чтобы не потреблять лишнего и не переплачивать.
- Если долги не будут погашены к зиме, что будет с отопительным сезоном в Усолье?
- Если долги не будут погашены, то единственный выход для Усолья, который мы видим- это объявить чрезвычайное положение, обратиться за помощью к администрации области. Конечно, «Иркутскэнерго» может свои убытки по Усолью включить в тариф остальным жителям области. Но, я думаю, что каждый все-таки должен платить сам за себя. И переводить вопрос в политическую плоскость, пытаясь всю вину сложить на администрацию города, тоже неверно. Не администрация должна погашать долги перед «Иркутскэнерго», а те управляющие компании, которые обслуживают население. Вина руководства города в другом - в том, что до сих пор не наведен порядок в системе ЖКХ. На мой взгляд, главе администрации уже давно пора поспособствовать смене «случайных» людей из коммунальной сферы на «эффективных», таким образом, обеспечив населению возможность работать с нормальными управляющими компаниями, и получать в полном объеме те услуги, за которые они собственно и платят.
Источник:
Пресс-служба фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго"